Конституцией Российской Федерации в статье 33 сказано, что граждане Российской Федерации вправе обращаться лично, а также направлять коллективные и индивидуальные обращения в государственные органы различного уровня и в органы местного самоуправления. Что это значит?
В рамках реализации данного права 02.05.2016 был издан Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ, который регулирует правоотношения, связанные с реализацией прав на обращение в различные государственные органы. Кроме того, указанный закон регламентирует порядок рассмотрения обращений граждан и организаций должностными лицами органом государственной власти и органов местного самоуправления.
Действие данного закона распространяется только на те государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц, на которые возложено осуществление публично значимых функций. Под этим следует понимать, что действие данного закона распространяет свое действие только на те органы или организации, на которые в целях обеспечения полномочий переданы некоторые функции государственных органов и органов местного самоуправления. Как правило, к таким организациям относятся предприятия в сфере науки, спорта, образования или здравоохранения.
Обращение представляет собой направленные в государственный орган, орган местного самоуправления и должностному лицу в письменной или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также обращение гражданина в устной форме.
Обращение будет рассмотрено, в случае, если соблюдены все установленные законом требования к обращению, а именно: в обращении должно быть указано наименование органа, в который направляется обращение, а также свои фамилия, имя и отчество (при наличие), почтовый адрес, куда должен быть направлен ответ на обращение, а также суть самого обращения: указываются предложения, заявления или жалобы. Очень важно, что обращение должно быть подписано лично заявителем или его законным представителем, а также на обращении должна быть проставлена дата. В случае отсутствия обязательных сведений такое обращение не может быть рассмотрено.
Заявление, которое поступило в государственный орган, в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению по существу тех вопросов, которые поставлены в обращении.
Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней. Если же обращение, направлено в орган, в компетенцию которого не входят вопросы указанные в обращении, то такое обращение в течение 7 дней перенаправляется в орган с соответствующими полномочиями. Очень важно при направлении обращения определить, какому органу или организации подведомственна та или иная сфера правоотношений. Так, например, обращения о несогласии с действиями управляющей организации должны быть направлены в Жилищную инспекцию, обращения о некачественных товарах лучше всего направить в Роспотребнадзор и т.п. В наше время с помощью телекоммуникационных сетей можно определить, в какой именно орган необходимо направлять обращения той или иной категории.
В случае, если обращение направлено не в тот орган или не тому должностному лицу, вероятно, что будет потрачено слишком много времени до того момента, пока оно найдет необходимого адресата. Иногда это время очень ценно и значимо, ведь существуют сроки, пропуск которых чреват негативными последствиями и соблюдение которых жизненно необходимо.
Грамотно составленное обращение является залогом того, что Вас услышат, и по Вашему обращению примут верное решение.
Помощник прокурора района
Н.А.Литвинова